Правительство Узбекистана проводит широкомасштабные реформы для перехода на рыночную экономику с 2017 года. Целью этих рыночных реформ является стимулирование экономического роста путем устранения некоторых критических ограничений, включая, в частности, либерализация валютного курса, снижение роли государства в экономике, устранение субсидий и налоговых льгот отдельным предприятиям и прочие.
Международный опыт относительно аналогичных реформ показывает, что уязвимые слои населения и новички на рынке труда особенно подвержены риску неблагоприятного воздействия.
Трудоустройство молодежи является одним из самых важных вопросов на повестке правительства Узбекистана, поскольку оно создает задачи для решения в краткосрочной перспективе, хотя в то же время представляет собой ключевой фактор долгосрочного экономического роста.
В краткосрочной перспективе экономике будет непросто поглотить растущее предложение рабочей силы (по оценкам правительства, 500 000 молодых людей выходят на рынок труда каждый год), однако, по официальным оценкам, рост рабочих мест пока значительно медленнее. В дополнение к проблеме создания рабочих мест, пробелы в навыках и несоответствия представляют собой ключевое ограничение доступа к занятости. Международные данные показывают, что на рынке труда несоответствия в навыках часто выше среди молодежи, поскольку им не хватает практических навыков и опыта работы, необходимых работодателям в частном секторе (исследование работодателей STEP Всемирного банка).
С целю поддержки правительства в выявлении потребностей молодежи на рынке труда, посредством качественного анализа устремлений молодежи в поиске работы и их разочарованиях, международная консалтинговая компания RB ASIA по заказу Всемирного Банка провела исследование среди молодежи Узбекистана.
Исследование проводилось с ноября 2019 года по май 2020 год. В исследовании приняли участие молодежь в возрасте от 18 до 30 лет 4-х регионов Узбекистана: Самаркандской, Ферганской, Хорезмской областей и города Ташкент. Также в исследовании участвовало ряд экспертов, ответственных и осведомленных о проблемах молодежи в сфере трудоустройства, в частности представители Центра по содействию занятости населения, Союза Молодежи, Комитета женщин, Учителя средних школ, Учебных центров при Центре содействия занятости населения, Махалли, ТПП. Исследование проводилось методом фокус-групп дискуссий для молодежи и углубленного интервью c представителями вышеуказанных организаций.
В ходе исследования было выявлено, что ориентиры и стремления молодежи в сфере занятости формируются на основе двух факторов: а) профессиональных и карьерных интересов, амбиций b) представлении о ситуации на рынке труда, особенно в части спроса на рабочую силу. Как правило, выбор молодежи будущей профессии или работы часто основывается на первом факторе. Данный тезис также актуален относительно участников исследования. Однако, следует признать, что в условиях ограниченных возможностей для трудоустройства и самозанятости молодежь, хоть и не быстро, но корректирует свои планы, приоритеты и ориентиры в сфере занятости, выбора профессии, либо рода занятий.
В ходе опроса молодежь обозначила следующие ориентиры в плане работы, выбора профессии и занятий:
устроиться на высоко оплачиваемую работу с хорошими условиями труда;
заниматься бизнесом, организовать свое дело;
работать по любимой профессии;
получить образование в зарубежных вузах;
работать на престижных и почетных работах;
работать в силовых структурах.
Однако, следует признать, что такие амбиции и планы присущи меньшинству участников исследования либо выпускникам школ, которые еще не имеют представления о реальной ситуации на рынке труда и своих возможностях. Участники же опроса, работающая молодежь и безработная молодежь ограничиваются более насущными потребностями и планами относительно работы и занятости.
Исходя из результатов исследования, основные приоритеты молодежи, связанные с будущей работой и занятостью, можно ранжировать следующим образом:
оплата труда
условия труда/график работы
любимая профессия/занятие
приемлемое расстояние до работы/офиса
хороший коллектив/хорошее отношение руководства
официальная работа/начисление стажа
Выяснилось, что остальные параметры работы не очень важны для молодежи.
Разумеется, для разных групп респондентов структура предпочтений может иметь немного другой вид. К примеру, для девушек и выпускников школ любимая работа/профессия имеет более важное значение, чем для других групп, условия труда и график работы заботят девушек значительнее.
В результате исследования, были сделаны выводы, вот некоторые из них:
В стремлениях, планах, ожиданиях по оплате труда сельской и городской молодежи не наблюдаются существенные различия, за исключением некоторых различий молодежи города Ташкента.
Учебные курсы по обучению и переподготовке безработных не оказывают практически никакого влияния на уровень безработицы, т.к. нет вакансий по переобученным специальностям. Это также относится к курсам KOICA. Безработные не знают о них. Однако в скором времени ситуация может измениться, т.к. около 30 бывших профессиональных колледжей перешли на распоряжение Министерство занятости и трудовых отношений и на их базе планируется создать учебные центры по профессиональному обучению и переподготовке незанятой молодежи.
Молодежь не знает о законодательно утвержденных льготах в сфере трудоустройства и занятости молодежи, это указывает на необходимость усиления информационных работ по ознакомлению молодежи с ними. Представители организаций, в функции которых входят вопросы трудоустройства и занятости молодежи, также не владеют информацией об этих льготах.
По мнению участников, долгий и безуспешный поиск работы может привести к следующим последствиям:
выезд за границу в поисках работы
разочарование в отношении к себе и обществу
воровство/преступление
к семейным раздорам/разводу
вынужденное замужество/ранний брак
формирование иждивенческого поведения
асоциализация
5. Выпускники школ становятся наиболее уязвимой категорией на рынке труда, т.к. у них нет никакой квалификации и документа, подтверждающей ее. В школах ранее проводились учебно-производственные занятия, но последний год они не проводятся. В школах должным образом не налажена система профориентации. Функции по профориентации возложены на психологов школ, у которых нет каких-либо навыков либо профессиональной подготовки по профориентации молодежи.
Результаты исследования были предоставлены заказчику проекта – Всемирному Банку для изучения и способствованию решения проблемы трудоустройства молодежи совместно с правительством Республики Узбекистан.
Comments