4 июля 2019 года в Ташкенте прошел семинар по завершению проекта по проведению исследования «Барьеры высшего образования для девочек и социально уязвимых групп и Техническое содействие в разработке и усилении механизмов вовлечения граждан, проведения консультаций с заинтересованными сторонами и сбора обратной связи от бенефициаров» в рамках проекта МВССО при содействии Всемирного Банка «Модернизация высшего образования в Узбекистане».
В данном семинаре участвовали представители МВССО, ГРП Всемирного банка, Министерства занятости и трудовых отношений, международных организаций в области содействия развитию высшего образования, Женского комитета Узбекистана, высших учебных заведений, Союза молодежи и СМИ.
Реформирование системы высшего образования в Узбекистане направлено на достижение ряда поставленных целей, в том числе:
повышение охвата высшим образованием большего количества выпускников школ, колледжей и лицеев;
укрепление качества образования и его релевантности требованиям рынку труда;
приведение содержания и методики обучения в соответствие с требованиями современной экономики и социальной жизни;
достижение большей степени равенства.
В поддержку процесса реформирования при содействии Всемирного Банка МВССО реализует проект «Модернизация высшего образования в Узбекистане», в рамках которого было проведено исследование международной консалтинговой компанией RB ASIA.
"Исследование опирается на данные, полученные в ходе качественного и количественного опроса в котором участвовали более 2200 респондентов из 7 регионов страны" - прокоментировал методологию исследоваения управляющий директор компании RB ASIA Дониёр Исламов.
Опрос проводился среди выпускников школ, колледжей и лицеев, а также первокурсников высших учебных заведений, родителей и членов местных сообществ, а также экспертов, представителей государственных и международных организаций, работающих с детьми, молодежью, а также малообеспеченными слоями населения и лицами с инвалидностью.
Исследование было сфокусировано на выяснении особенностей влияния на возможности получения высшего образования ряда различных факторов - экономических, правовых, социальных, культурных и гендерных, и особенности их влияния на выбор и возможности реализации прав на образование для уязвимых слоев населения, в частности девушек, малообеспеченных слоев населения и лиц с инвалидностью.
Результаты:
Согласно результатам исследования, наиболее существенными барьерами являются 1) финансово-экономические 2) расстояние до места обучения 3) качество предыдущей ступени образования 4) отсутствие необходимых условий для обучения детей инвалидов
Рекомендации:
На основе полученных первичных данных опросов и вторичных данных государственной и ведомственной статистики были разработаны рекомендации, касающиеся:
облегчения и рационализации финансового бремени для семей, связанного с затратами на высшее образование;
улучшения качества школьного образования и подготовки к поступлению в вузы;
расширения квот на поступление и многообразия специальностей в регионах;
улучшения информационной поддержки учащихся школ, колледжей и лицеев, в особенности в сельских и удаленных районах;
проведение широкомасштабных работ общественности по пропаганде высшего образования, в особенности для девушек;
совершенствование нормативной базы и осуществление мер по созданию и поддержке инклюзивной среды для лиц с инвалидностью начиная с дошкольного и школьного образования и заканчивая вузами и учреждениями продолженного образования.
На основе полученных данных разработаны ряд индексов, которые могут быть использованы для мониторинга успешности внедрения мер, направленных на расширение доступа и реализации прав на образование для уязвимых слоев населения, в особенности для детей из малообеспеченных семей и удаленных районов, девушек и лиц с инвалидностью.