top of page
kommersant.uz

Как сделать компанию привлекательной для инвестиций?


Эксперт Дониёр Исламов рассказывает о том, какие факторы влияют на инвестиционную привлекательность компании.

Инвестиционная привлекательность компании

На фоне реформ и изменений в стране привлечение иностранных инвестиций в Узбекистан — один из ключевых вопросов в развитии экономики и на всех уровнях, в том числе и на государственном, ему уделяется огромное внимание. Kommersant вместе с экспертом Дониёром Исламовым, управляющим директором RB ASIA, членом ассоциации Association of Chartered Certified Accountants расскажет о том, какие внутренние факторы влияют на инвестиционную привлекательность компании, как можно сделать компанию более привлекательной с точки зрения инвестора и увеличить шансы на привлечение иностранных инвестиций.

Первое: Что такое инвестиционная привлекательность компании?

Инвестиционная привлекательность компании — комплекс показателей, характеризующих ее состояние и внешние факторы, при которых потенциальный инвестор решится вложить свои деньги в вашу компанию без большой степени риска либо потерять их, либо не получить соответствующий доход от вложенного капитала.

Инвестор может решить вкладываться, опираясь на три основных фактора: — на основе совокупности внутренних и внешних факторов — на основе цели инвестора — на основе доходности и риска.

Факторы инвестиционной привлекательности

При оценке каждой инвестиции инвестор рассматривает как внешние, так и внутренние факторы инвестиционной привлекательности компании.

К внешним факторам можно отнести региональную, страновую и отраслевую инвестиционную привлекательность. Региональная и страновая зависят от совокупности факторов, включая доступ к природным ресурсам, стабильность, уровень коррупции, налоговые преимущества, доступ к рынку, стоимость и качество трудовых ресурсов, инновации. Оценкой инвестиционной привлекательности страны занимаются международные рейтинговые агентства (S&P, Moody’s, Fitch), международные организации (World Bank, World Economic Forum) и некоторые издания (Fortune, The Economist).

Государства могут улучшать инвестиционную привлекательность страны созданием пакета стимулов для инвесторов. Например, одним из мировых лидеров в сфере привлечения инвестиций является Малайзия, и чтобы привлечь инвестиции в судостроительную отрасль, правительство страны в начале 2000-х годов ввело 100-процентные налоговые каникулы сроком на пять лет для новых инвесторов данной отрасли.

А вот к отраслевым факторам инвестиционной привлекательности относятся уровень конкуренции в отрасли, ее стадия развития, темпы роста цен, объем рынка и его финансовое состояние и один из самых важных — барьеры вхождения.

Что касается внутренних факторов — они зависят напрямую от самой компании. Об этом поговорим чуть позже.

Вес влияния каждого фактора на принятие решения у инвесторов разный. Например, для компании, которая рассматривает инвестицию в строительную компанию внутри страны, на принятое решение в первую очередь повлияет инвестиционная привлекательность самой компании и возможность синергии от сделки. Однако для европейской корпорации, выпускающей электронику и рассматривающей возможность инвестиции в компанию из Узбекистана в этой же отрасли, на первый план выходит страновая инвестиционная привлекательность.

Внутренние факторы привлекательности

И все-таки какие внутренние факторы больше всего влияют на желание инвестировать в вашу компанию и на что надо обратить внимание, чтобы привлечь международных инвесторов?

Рассмотрим основные внутренние факторы. 1. Финансовое состояние — финансовые ресурсы компании и эффективность их использования. Существует много методик анализа финансового состояния компании, но на практике инвестора больше всего интересуют темпы роста выручки, рентабельность, ликвидность, соотношение заемных средств к собственному капиталу. 2. Качество менеджмента определяется эффективностью бизнес-процессов, наличием долгосрочной стратегии развития и следования ей, связями с клиентами и поставщиками. 3. Производственный и инвестиционный потенциал — эффективность использования имеющихся ресурсов и возможность дальнейшего масштабирования бизнеса. Ключевые факторы здесь — используемые технологии, качество трудовых ресурсов, инвестиционный план и эффективное управление инвестиционными проектами. 4. Юридические — инвестора интересует состав владельцев бизнеса, юридическая структура, насколько правильно были оформлены документы на основные активы. 5. Рыночная устойчивость определяется размером компании и ее долей на рынке, диверсификацией выпускаемой продукции и эффективностью маркетинговой стратегии.

Это классические факторы, влияющие на инвестиционные решения и оцениваемые во время анализа инвестиционного меморандума, а также в процессе проведения юридического, финансового и операционного аудита. Любой иностранный инвестор, независимо от отрасли, его размера и страны происхождения будет в первую очередь оценивать именно эти факторы.

Бизнес-школа Cass Business School и компания Intralinks провели исследование на тему «Что делает компанию привлекательной для покупки?», проанализировав 34 тысячи компаний и 14 тысяч сделок за 23 года. И, согласно исследованию, вероятность совершения сделки у частных компаний зависит от роста выручки, рентабельности компании, ее займов и кредитов, размера и ликвидности.

И если первые четыре фактора имеют положительную корреляцию, то с ликвидностью — отрицательную. То есть, если рост выручки частной компании за прошедшие годы существенно превышает тот же показатель у средне-отраслевой, то вероятность привлечения инвестора в эту компанию может быть на 30 процентов выше, чем у компании со средними темпами роста.

Но какие из общих факторов наиболее актуальны для Узбекистана? Есть ряд проблем, с которыми часто встречаются инвесторы во время рассмотрения инвестиций в готовые компании в Узбекистане.

инвестиции и купля продажа бизнеса

Некоторые из них объективны, то есть связаны не с самой компанией, а с местным законодательством и экономикой в целом. К ним можно отнести пункт 2 и частично пункты 3 и 4 вышеуказанной таблицы.

Что же касается субъективных факторов, здесь в большей степени все зависит от топ-менеджмента компании и его заинтересованности в повышении эффективности. К примеру, со стратегией развития. Есть несколько причин, почему это важно для инвестора: — стратегия позволяет составить эффективную структуру организации и не позволит раздувать второстепенные подразделения; — она согласует представление о долгосрочном развитии бизнеса как самого владельца, так и топ-менеджмента, и рядовых сотрудников; — она определяет те направления бизнеса, в которые необходимо инвестировать и которые дадут наибольшую отдачу исходя из имеющихся в компетенции компании; — с точки зрения инвестора, стратегия позволяет ощутить долгосрочные перспективы развития компании, что в свою очередь будет обоснованием будущих финансовых показателей компании и оценки стоимости бизнеса.

Перейдем к оценке стоимости бизнеса. На практике инвестор нанимает консультанта, который оценивает компанию тремя методами: 1. По методу аналогичных сделок — собирается статистика по сделкам, где объектом инвестиций выбирается компания со схожими параметрами (отрасль, размер, страна) как оцениваемая компания, и она применяется к оцениваемой компании. 2. По методу публичных компаний — собирается статистика по компаниям, которые торгуются на фондовой бирже со схожими параметрами (отрасль, размер, страна) как оцениваемая компания, и она применяется к оцениваемой компании. 3. По методу дисконтированных денежных потоков — составляется финансовый план компании на пять лет и рассчитывается, сколько компания заработает за данный и последующие периоды с учетом коэффициента дисконтирования (ставка процента, обозначающая уровень риска для инвестора).

После того как была произведена оценка, у инвестора появляется понимание, сколько он готов заплатить за эту компанию. Однако у текущего владельца бизнеса может быть совсем другой подход к оценке собственного бизнеса, и разница между ожиданиями инвестора и владельца может быть существенной. Такого рода разночтения и недопонимания происходят довольно часто и могут быть причиной срыва сделки. Поэтому еще до начала переговоров с инвесторами рекомендуется провести независимую оценку стоимости бизнеса.

**** Перед тем как привлекать инвестора для успешного закрытия сделки, существует множество факторов, которые надо учесть, и задач, которые надо решить. Однако большинство из них решаемо при наличии компетентной управленческой команды и опытного консультанта. Более того, те инвестиции, которые компания делает при пред-инвестиционной подготовке, окупаются, в разы увеличивая оценку стоимости бизнеса, делая компанию понятной и транспарентной с точки зрения инвестора.

____________

Дониёр Исламов, управляющий директор RB ASIA, член ассоциации Association of Chartered Certified Accountants (UK), магистр экономики Московского государственного института международных отношений (МГИМО), автор более 15 статей, опубликованных в Японии, России и Узбекистане.

215 просмотров0 комментариев
bottom of page